АРДА-ТРЕЙДИНГ
Взгляни на мир другими глазами
 

Всем рынком против ТТНок

Представители ведущих ликероводочных компаний, производителей вина и дистрибуторских компаний Украины объединили усилия в поддержку постановления Министерства экономики Украины об отмене товарно-транспортных накладных (ТТН).

Такой сплоченной и единодушной позиции украинский алкогольный рынок не видел уже давно. По одну сторону баррикад оказались представители практически всех крупных алкогольных компаний: Олимп, НАТ, Хортица, Алеф-Виналь, ПНВХ, Крымская водочная компания, а также профильных Международного бюро коньяка и АВВУ.

Главной темой коллективного обращения представителей алкогольного рынка Украины стало острое желание необходимости ликвидировать практику использования ТТН, как устаревшего, неоправдавшего своих функций рычага государственного контроля. Последней каплей в чаше терпения отечественных алкогольных производителей стала инициатива МинАПК о закреплении практики использования ТТН.

Приказом № 313 министерство обязало все подчиненные ему структуры заказывать ТТН на перевозку, в том числе и алкогольной продукции исключительно у госпредприятия «Украгроспецпостач». Кроме того, министерство ввело для них единую защитную галограмму. Поставщиком последней было выбрана компания «Киевголография», которая, пользуясь своим монопольным положением собирается продавать голограммы своего производства по 3.4 грн за штуку, что приведет к удорожанию ТТН в два раза с действующей сегодня стоимости в 6 грн за комплект, до 12 грн. По мнению производителей алкоголя, это в первую очередь отразится на розничной цене продукции и, соответственно, на покупательной способности украинских граждан.

Следует также отметить, что сам приказ №313 выдан с нарушением норм постановления КМУ №786, в соответствии с которым форму ТТН устанавливает Минтранс по согласованию с Минфином, ГНАУ, МинАПК и Госстатистики. Издав приказ об обязательном элементе ТТН – голограмме, МинАПК фактически меняет форму ТТН и нарушает полномочия Минтранса.

В сегодняшней атмосфере государственной программы по облегчению работы бизнеса действие подобного документа строгой отчетности выглядит, по меньшей мере, нелепо. Ежегодные траты одной алкогольной компании на ТТН в год исчисляются цифрами в 6-8 млн гривен. Усугубляет положение тот факт, что проследить, куда идут деньги от продажи ТТН практически невозможно.

Все это давно сформировало стойкое мнение среди украинских легальных производителей алкоголя, что это некая форма полугосударственного бизнес-проекта некой группы чиновников среднего звена. Они, таким образом, решили заработать на продаже разрешительных бумажек, прикрываясь их псевдофункцией госконтроля над оборотом нелегального алкоголя и борьбой с ним.

«Эта проблема стара как мир. Еще в момент их введения было ясно, что ничего хорошего для рынка они не дадут. Тогда мы все проглотили эту пилюлю, теперь же мы ее с успехом, простите, отрыгиваем. С момента введения ТТН рынок не увидел никаких положительных последствий действия этого «контролирующего» документа» с точки зрения борьбы с нелегальным рынком алкоголя в Украине. Кроме того, за все время действия ТТН с 2004 года не было зафиксировано ни одного случая незаконного перемещения алкогольных напитков сомнительного происхождения – или произведенного теневыми производителями, или без необходимой уплаты акциза. Другими словами, государство выбрало неэффективный инструмент контроля. Мы надеемся, что государство хоть с опозданием, но отреагирует на нашу позицию, для того чтобы не использовать те инструменты, которые не приносят никакой пользы. Нам нужна экономическая свобода и экономическая эффективность. Мы поддерживаем в этом вопросе позицию Министерства экономики, которое разработало постановление, исключающее ТТН из списка документов строгой отчетности» — пояснил генеральный директор «Международного бюро коньяков и вин» Владимир Демчак.

Свою точку зрения выразил и Анатолий Коган, директор департамента маркетинга ЗАО «Алеф-Виналь»: «Мою многолетнюю мечту об отмене ТТН лучше всего может проиллюстрировать украинская пословица «дурное спит – дурное снится». Мы уже давно рассказываем, как ТТН негативно влияет на украинского алкогольного производителя. Однако в чем бессмысленность этой накладной, я поясню. Этапы контроля оборота алкогольной продукции таковы: сначала проверяют, совпал ли объем полученной алкогольной продукции с объемом закупленного спирта, потом акцизная – контролирует качество продукции, потом налоговый пост на выходе с каждого цеха по производству, и потом как последних лохов грузят еще ТТН. После такого контроля этот документ абсолютно не нужен. Здесь все упирается в цену вопроса для чиновников, которые уже 6 лет обогащались за счет легального производителя. Вот в чем вся эмоция проблемы. ТТН – это полная бессмыслица, и таких на сегодняшний день довольно много».

«Многие производители вина и обращаются к нам с просьбой содействия в отмене ТТН. Все дело в том, что экономика этого желания проста. Использование ТТН может приводить к удорожанию единицы продукции вплоть до 1 грн. Это негативно влияет на ценовую политику алкогольных производителей. Даже перевозя в торговую точку один ящик товара, на него уже необходимо оформлять ТТН. Мы, как профильная ассоциация, не согласны с тем, чтобы наша продукция повышалась в цене за счет дополнительных затрат на некий документ, который не только не несет реальной пользы, но и еще не покрывает ни дистрибутивных, ни транспортных расходов, а просто является нашим невольным подарком неким людям» — пояснил вице президент «Ассоциации виноградарей и виноделов Украины» Вячеслав Пономарев.

Портал «Акциз»